Методика «Профмастер» разработана с целью диагностики профессиональной направленности
учащихся 8-11 классов, а также выпускников школ, еще не имеющих опыта работы. Методика
оценивает психологическую готовность, способности и профессиональные склонности респондента к различным сферам работы с целью выбора будущей профессии и направления обучения в рамках среднего профессионального образования.
Тестирование по методике «Профмастер» проводится в индивидуальном формате, очно и дистанционно. Запись по телефону (8182) 65-20-63
Методика создана в 2010 году группой разработчиков Центра тестирования и развития
«Гуманитарные технологии» при участии ГУ Межрайонного центра «Дети улиц» САО в рамках работы научно-методической площадки «Трудовая мотивация как механизм профессиональной и личностной социальной адаптации подростков “группы риска”».
Пилотажное исследование и расчет норм были проведены на выборке из 697 испытуемых добровольцев (11-18 лет), проходивших онлайн-версию теста. На основании статистического анализа результатов пилотажного исследования были отобраны только те тестовые пункты, которые показали достаточный уровень психометрических параметров.
Структура теста
Методика состоит из 110 самооценочных вопросов, предполагающих три варианта ответа («да,
верно», «затрудняюсь ответить», «нет, не верно») и 32 заданий, оценивающих способности. Время
выполнения теста ограничено только во втором блоке «Способности», общее время тестирования в среднем составляет – 30 — 40 минут.
Первые 30 вопросов теста направлены на диагностику готовности респондента справляться с
возможными нежелательными аспектами работы (готовность или не готовность к различным
условиям труда). Результаты представлены в терминах следующих трех шкал:
• «усидчивость» (готовность выполнять однообразную, монотонную работу);
• «непритязательность» (готовность работать в неэстетичных, шумных, грязных и т.п. условиях);
• «физическая выносливость» (готовность выполнять работу, связанную с физическими
нагрузками и/или пребыванием на открытом воздухе в любую погоду).
Следующие 32 задания направлены на оценку способностей респондента. Результаты представлены в
виде шкал:
• «гуманитарий» (гуманитарные способности: словарный запас, вербальная логика, эрудиция);
• «технарь» (технические способности: математическая логика, счет в уме, пространственное
мышление, конструкторские способности);
• «внимание» (способность сосредоточенно работать над заданием, концентрация внимания).
Остальные 80 вопросов теста направлены на диагностику склонностей (интересов, подкрепленных
соответствующими личностными качествами) респондента к работе в следующих сферах труда
(диагностика содержания будущей профессии):
• «ручной труд» (стремление что-то сделать своими руками, использовать подручные
инструменты);
• «природа» (интерес к природным объектам: растениям, животным, ландшафтам и т.д.);
• «техника» (интерес к техническим устройствам: транспортным средствам, машинам,
компьютерам, различным приборам);
• «общение» (интерес к работе с людьми: сбор и передача информации, консультирование и
обучение, публичные выступления и т.п.);
• «творчество» (интерес к сфере искусства и красоты);
• «риск» (желание рисковать и работать в ситуации неопределенности);
• «информация» (интерес к работе со знаковыми системами, структурированными данными);
• «обслуживание» (интерес к работе, связанной с оказанием различных услуг клиентам).
С более подробным описанием шкал теста можно ознакомиться далее, в разделе «Интерпретация
тестовых шкал».
Результаты
Шкальный профиль
Список профессий
В качестве рекомендаций по результатам тестирования методика выдает список профессий и
специальностей, наиболее подходящих респонденту. Данный список формируется, исходя из
сравнения реального (тестового) профиля испытуемого и идеальных профилей различных профессий (специальностей СПО), заложенных в тест. Идеальные профили для этих профессий созданы экспертами на основе профессиограмм.
Всего методика включает в себя 127 идеальных профилей.
Интерпретация
Каждая шкала теста имеет пять диагностических зон, которым соответствуют пять уровней
интерпретации результатов, отличающихся степенью выраженности фактора. Средние значения (от
4.5 до 6.5 стенов) трактуются как условная норма выраженности фактора. В данную область, как
правило, попадает около 40% от общего числа респондентов. Крайние значения (низкие и высокие)
указывают на выраженность или сверхвыраженность черт, свойственных соответствующему полюсу. В область выраженности низких (от 2.5 до 4.4 стенов) и высоких (от 6.6 до 8.5 стенов) значений попадает примерно по 24% респондентов. В область сверхвыраженности низких (от 1 до 2.4 стенов) и высоких (от 8.6 до 10 стенов) значений попадает примерно по 6% респондентов.
Текст интерпретации ориентирован на обратную связь для самого испытуемого и написан доступным для обучающегося языком.