Итоги

По результатам реализации проекта были сформированы рекомендации по организации системы профориентационной работы в образовательной организации:

  1. Использование в работе основных направлений профориентаций в комплексе.

Основные направления работы по профориентации:

  • Активизирующее

Цель — формировать у школьников внутреннюю готовность к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути. Основная особенность направления заключается в том, чтобы путем использования элементов игры, нестандартных вопросов и провокаций вызвать у ребенка интерес к проблематике профессионального самоопределения, взглянуть на привычные явления  по- новому, заставить задуматься о себе, о профессиях, о путях профессионального развития.[1]

Ряд исследований в области профориентации одной из важнейших задач педагогической поддержки в области профессионального самоопределения считают – «пробуждение субъекта самоопределения». Для обозначения этой задачи используется разная терминология: лабилизация (расшатывание привычных позиций человека), активизация, провокация. Независимо от слов суть задачи сводится к  поиску или созданию особых профориентационно значимых активностей, которые могли бы стать «точками входа» в процесс профессионального самоопределения данного конкретного ребенка. Необходимость иметь в запасе многообразные «точки входа», учитывая личностные особенности ребенка, одна из причин, по которым профориентационная среда, окружающая школьника, должна быть как можно более разнообразной и насыщенной. То, что зацепит одного школьника, не заинтересует другого. «Точками входа» могут быть и кружки дополнительного образования и олимпиады профессионального мастерства и профессиональные пробы или тренинги.[2]

Общие формы и методы активизации:

— индивидуальные беседы-консультации (с применением активизирующих вопросов, технологий по анализу ситуаций самоопределения)

— тренинги,

— профориентационные игры и упражнения («Пришельцы», «Остров», «Спящий город», «Профессия на букву…», игровые микроситуации, где моделируются элементы профессиональной деятельности, например, ситуации из общения продавца с покупателями, инспектора ГИБДД с нарушителями и т.п.)

— бланковые игры с классом (например, «Торг»), настольные профориентационные игры, карточные методики

— специально организованные дискуссии

— активизирующие опросники (с вопросами, провоцирующими размышления о сложных ценностно-смысловых аспектах самоопределения, формирование готовности человека к размышлениям о себе и своей жизни, помощь человеку в нахождении личностного смыла в будущей деятельности. Например, опросник «За и против» Пряжникова Н.С, «Перекресток» Пряжникова Е.Ю., «Будь готов» — Пряжникова Н.С. и т.п. )

  • Информационное

            Цель – обеспечение школьника разнообразной достоверной информацией о  современных профессиях, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда в целом[3]. В работе со школьниками в рамках этого направления важно уделить внимание способам поиска, формированию у ребят умения самостоятельной навигации в профориентационных ресурсах.

Примеры:

— образовательные выставки,

— дни открытых дверей,

-статьи в СМИ, видеоматериалы,

— сайты, поисковые системы в интернете (банки вакансий и др)

  • Диагностико-консультационное

            Цель – установление соответствия тому или иному виду деятельности путем сопоставления личностных особенностей и требований к профессиям. Направление применяется для выбора профиля обучения в старшей школе, учебного заведения.

Примеры:

— интервью-собеседование,

 — анкетирование,

— профориентационное и психологическое консультирование,

— комплексы тестирования.

  • Развивающее

            Цель – формирование различных знаний, умений, навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и успешного трудоустройства. Методы этого направления помогают подросткам преодолеть чувство неопределенности, разобраться в себе.[4]

Примеры:

— тренинги, в том числе тренинги личностного роста, повышения учебной мотивации, командообразования и другие

— проектная деятельность обучающихся: исследовательские проекты, творческие проекты, информационные проекты, практико-ориентированные     проекты

— практикоориентированные формы работы: экскурсии, мастер-классы, профессиональным пробы.

            Профориентационное сопровождение школьников осуществляется системно на протяжении всего периода обучения. В младшей и средней школе с позиции вышеописанных направлений наиболее уместными оказываются игровые активизирующие методы, пробуждающие интерес школьников к труду. Полезно знакомить ребят с миром профессии: показывать тематические фильмы, приглашать специалистов (например, родителей) из разных областей деятельности. Можно начинать выявлять интересы и способности школьников с помощью тестов и активизирующих профориентационных игр. Чтобы к подростковому возрасту школьник сформировал умение принимать решения самостоятельно, рефлексировать, сопоставлять свои способности, личностные особенности и интересы к  активизирующим методикам полезно добавить диагностико-консультационное направление работы. В таком случае субъективные факторы будут в меньшей степени влиять на выбор ребёнка, выбор станет более объективным и осознанным. В старших классах, когда структура личности и интеллекта, ценности и мотивация становятся более устойчивыми, наряду с диагностическим направлением полезными оказываются методы информационного  и развивающего направлений.

  1. Организация непрерывной системной работы с дошкольниками, со

школьниками с 1 по 11 класс, педагогами и родителями.

Этапы профориентационной работы:

Возраст

Ожидаемый результат

Дошкольное образование

Формирование первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности

 

Начальное общее образование (1-4 классы). Пропедевтический этап[5].

Выработка ценностно-мотивационных основ саморазвития и самоопределения. Формирование позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности; устойчивого интереса к миру труда и профессий; представлений о многообразии профессий и роли современного производства в жизни человека и общества. Так, во ФГОСе НОО[6]  в качестве личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования указаны такие, как формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.  В качестве метапредметных результатов   — определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.

Основное общее образование (5-7 классы)

 

Формирование готовности к саморазвитию и самоопределению. Формирование успешного опыта выполнения разных видов работ и создания полезных продуктов в результате практической деятельности и на этой основе мотива стремления к успеху в деятельности. В ФГОС ООО[7] выделяются следующие задачи профориентации на ориентировочном этапе:

— актуализация у младших подростков значимости профессиональной деятельности;

— формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;

— развитие у школьников личностного смысла выбора профессии, умение соотносить собственные приоритеты с общественными;

— приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся.

— создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями).

Основное общее образование (8-9 классы)

Определение образовательных и профессиональных интересов и мотивов. Формирование учащимися собственной жизненной позиции на этапе первичного профессионального выбора и проектирования успешной карьеры. Формирование умения соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами. Построение учащимися личной профессиональной перспективы. Подготовка к обучению по индивидуальным учебным планам в старшей школе.

В требованиях к структуре основной образовательной программы ФГОС СОО указано, что содержательный раздел должен определять общее содержание среднего общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе программу профессиональной ориентации[8].

Наступает этап профильной подготовки, на котором решаются следующие задачи:

¾         Уточнение профессионального выбора

¾         Выбор учебного заведения

¾         Развитие профессионально-важных качеств, формирование индивидуального стиля деятельности

¾         Коррекция образовательных и профессиональных планов.

Концепция профильного обучения предполагает, что ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения.

 

  1. Осуществление взаимодействия (ребенок-учитель-родитель, сетевое: ПОО, организации высшего образования, дополнительного образования, предприятия).

Формы взаимодействия:

— экскурсии

— стажировки/практики

— профессиональные пробы

— кружки, секции, олимпиады

— встречи со специалистами

— профильное образование.

            Для эффективной профориентационной работы необходим индивидуальный подход к ученикам, скоординированная последовательность массовых и индивидуальных форм профориентационной работы и совместная работа учителя и родителя, а также общественных молодежных организаций, центров занятости и подразделений по профориентационной работе учреждений высшего и среднего профессионального образования.[9]

  1. Формирование комплекса профориентационно значимых компетенции, обеспечивающих готовность человека к профессиональному самоопределению. Единого взгляда на состав или способы формирования этих самых компетенций на данный момент нет. Компетентностный подход является более адекватным условиям современного мира[10]. В условиях, когда единицей трудовой сферы становится не профессия, а компетенция, профориентационно значимые компетенции занимают особое место среди soft skills, позволяющих человеку решать широкий круг задач, не привязанных к определенному виду профессиональной деятельности. Выделим вслед за рядом исследователей[11] наиболее важные на наш взгляд профориентационно значимые компетенции:
  • Самостоятельно ориентироваться в пространстве профессиональной информации и осуществлять карьерную самонавигацию;
  • Целенаправленно приобретать и осмысливать профориентационно значимый опыт, оценивать степень успешности прохождения тех или иных профориентационных активностей;
  • Конструировать собственный профессионально-образовательный маршрут.

С.Н. Чистякова[12], оценивая цели и результаты профориентационной работы, действует в рамках критериально-уровневого подхода и выделяет следующие компетентности, значимые для профессионального самоопределения:

  • Действовать в социуме и рабочей группе,
  • Вступать в коммуникацию с представителями профессионального окружения;
  • Противостоять манипулятивному влиянию;
  • Презентовать себя на рынке труда и образовательных услуг;

Формирование указанных компетенций осуществляется с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Подробнее с критериями и показателями готовности обучающихся к профессиональному самоопределению можно познакомиться в одноименной статье С.Н. Чистяковой.

Подробнее с проектом, мероприятиями и итогами можно ознакомиться в

методическом пособии:  «Как создать эффективную систему профориентационной работы  в образовательной  организации?» (ссылка https://proftraektoria.ru/%d0%bc%d0%b5%d1%82%d0%be%d0%b4%d0%b8%d1%87%d0%ba%d0%b0/ )

[1] Алтухов В.В., Орлова Е.А., Серебряков А.Г. Современные подходы к профориентации: опыт практического применения// Психология и школа, — 2007, №4, с.15-16

[2] Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и его возможные модели в условиях неопределенности социума и рынков труда //Профессиональное образование и рынок труда, — 2020, №3, с.75-76

[3] Алтухов В.В., Орлова Е.А., Серебряков А.Г. Современные подходы к профориентации: опыт практического применения// Психология и школа, — 2007, №4, с.14

[4] Алтухов В.В., Орлова Е.А., Серебряков А.Г. Современные подходы к профориентации: опыт практического применения// Психология и школа, — 2007, №4, с.15

[5] Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие/ С.Н. Чистякова. – 2-е изд. Перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014 г, стр. 68-69

[6] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373,с изменениями на 18.05.2015 г,  гл 2 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/fgos/fgos-noo-s-izmeneniyami-na-18-maya-2015-goda.html Дата обращения: 27.10.2020

[7] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897/ 2 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru/55170507/ Дата обращения: 27.10.2020

[8] Федеральный государственный образовательный стандарт среднего  общего образования / утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413/ [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru/70188902/  Дата обращения: 27.10.2020

[9] Шафранов-Куцев Г.В. Социология современного образования: учебник/общ.ред. Г.В. Шафранова-Куцева. – М.:Логос, 2020, стр. 95

[10] Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и его возможные модели в условиях неопределенности социума и рынков труда //Профессиональное образование и рынок труда, — 2020, №3, с.77

[11] Там же

[12] Чистякова С.Н. Родичев Н.Ф. Соколова И.И. Концепция подготовки педагогов общего и профессионального образования к эффективной работе по профориентации обучающихся в условиях изменяющихся региональных рынков труда [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://docplayer.ru/83956643-S-n-chistyakova-n-f-rodichev-i-i-sokolova.html Дата обращения: 22.12.2020